Последний российский император Николай II, не обладая большими умственными
способностями, увлекался мистикой и между прочим собирал... подковы. Зачем?
А как же! Ведь конская подкова с давних времен считалась приносящей
счастье. Наши пращуры прибивали ее к двери или порогу, дабы никакая беда не
вошла в дом; торговцы верили, что эта вещь способна уберечь их товары от
воров...
Мистицизм царя был, конечно, хорошо известен придворным, и они подбрасывали
старые подковы на пути прогулок. Монарх радовался, как ребенок, и складывал
"счастливые" подковы в одной из комнат дворца. В конце концов, она была вся
заполнена ими, но, как известно, такое мистическое "счастье" не спасло
Николая от народного возмездия.
Подкова, по убеждению наших предков, сочетала в себе два волшебных
качества. Она была сделана из железа, а его боятся злые духи; еще древние
римляне вбивали железные гвозди в стены домов, чтобы защитить себя от
демонических сил. А лошадь считали животным, способным отгонять враждебных
духов, а потому над входной дверью или на крыше многих домов хозяева
прибивали лошадиный череп, который позднее сменился вырезанной из дерева
лошадиной головой и копытами.
Но если и железо и лошадь надежно охраняют от зловредных духов, то еще
лучше их объединить! Так возникла легенда о счастливой подкове. Позднее в
странах Западной Европы появился обычай дарить родственникам и друзьям
подковы, поскольку они у простого народа символизировали богатство. Когда
дарили подкову, то тем самым как бы говорили: "Вот вам подкова, желаем
приобрести и коня".
Конечно, здравый народный ум видел бесполезность "счастливых" подков и
по-своему разъяснял это "счастье". Хорошо говорит об этом украинский юмор:
"Шел кум по дороге. Глядь, в пыли подкова лежит. Обрадовался кум: "Это к
счастью. Осталось найти еще три подковы да коня доброго, и тогда не
придется мне пешком ходить..."
Наверное, нельзя здесь забыть и экономическое обоснование поверья. Каждый
кусок железа считался когда-то в крестьянском хозяйстве большой ценностью.
Неудивительно, что найденная на дороге подкова представлялась в самом деле
маленьким счастьем для труженика земли. Больше того, в средние века можно
было найти и... серебряную, даже золотую подкову. На Руси великие князья в
особо торжественных случаях выезжали на конях, подкованных серебром.
Поляки, снаряжая дипломатические, религиозные миссии в Ватикан, ковали для
лошадей подковы из чистого золота.
Каковы, однако, истоки веры в охранительные предметы - талисманы? Они - в
глубокой древности человеческого общества.
Далекое прошлое человечества. Если поверить иным поэтам античности, это
было время единства человека и природы, полного довольства жизнью. Золотым
веком назвали поэты ту легендарную эпоху. Вот как воспевал ее Гесиод,
живший в Древней Греции в VIII - VII веках до н. э.:
Жили люди, как боги, с спокойной и ясной душою;
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили,
А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чем неизвестен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли...
Увы, столь идиллическая картина - не более чем яркий поэтический вымысел.
В. И. Ленин писал: "Что первобытный человек получал необходимое, как
свободный подарок природы, - это глупая побасенка... Никакого золотого века
позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен
трудностью существования, трудностью борьбы с природой". Первобытные люди
перед лицом природы очень часто оказывались просто беспомощными. Каждый
день они вели упорную борьбу за существование, прилагая огромные усилия,
чтобы найти себе пищу, спастись от хищных животных, не погибнуть от
стихийных природных сил. Достаточно вспомнить, что каждые пять
неандертальцев из десяти умирали, не достигнув 25 лет. Ученые узнали об
этом, изучая костные останки древних людей, живших на земле 100 - 150 тысяч
лет назад.
Наших далеких предков окружал почти во всем неведомый, таинственный мир
многоликой природы. Не понимая и не умея объяснить ее явления, не зная их
естественных причин, люди обожествляли природу, наделяли ее качествами,
присущими им самим. Благоприятные явления были добрыми, а те, что приносили
болезни, голод и смерть, - злыми. Все они представлялись человеку в виде
могущественных существ - духов, демонов, богов.
Это было закономерно: первобытный человек очень мало знал о мире, в котором
жил. И недостаток знаний ему заменяло воображение, возбуждавшееся страхом и
бессилием. По существу, наши далекие предки не делили явления окружающего
их мира на естественные и сверхъестественные. Много раз человек наблюдал,
как из маленьких птичьих яиц появляются и быстро растут птенцы, из семян
вырастает большое зеленое растение. Видел, как течет вода в реке и падают с
гор камни, как шумит листвой, словно разговаривает, крона ветвистого
дерева, а из темного облака вдруг проливается на землю дождь, гремит
гром... Значит, все, что он видит вокруг, - живое и разумное! А с такими
существами уже можно договариваться, просить их о помощи, задабривать
подарками.
Надо сказать, что поначалу одухотворение природы не носило у первобытных
людей религиозного характера. Наделяя предметы сверхъестественными
свойствами, они не поклонялись ни самим таким предметам, ни этим их
свойствам. Но по мере того как человек стал наделять предметы
сверхъестественными свойствами, стал видеть в явлениях природы могучие
силы, способные помочь ему, скажем, на охоте, спасти от опасных зверей,
уберечь от болезни, он начал им поклоняться.
Первые мистические представления у людей были почти осязаемыми. В самой
природе и ее явлениях древний человек видел нечто, имеющее над ним огромную
власть. Это был первобытный фетишизм, культ предметов, обладающих
чудесными, столь нужными человеку свойствами, возможностями.
Исследователи жизни народов Африки описали в прошлом веке настоящий музей
фетишей, принадлежавших одному колдуну. Его составили тысячи самых
различных вещей: горшок с красной глиной, в которую воткнуто петушиное
перо, деревянные колья, обмотанные шерстью, перья попугая, человеческие
волосы... И все они, по словам колдуна, чем-то в свое время помогли ему
либо его предкам. Старый негр приходил к своим божкам-фетишам, чтобы
помыть, почистить их и одновременно попросить у них новые милости. И
любопытно: отношение к ним старика колдуна было неодинаковым: одни
почитались как настоящие божества, другие занимали более скромное место,
потому что могли помочь только в каком-то одном деле; пока нужды в таком
фетише не было, он лежал, почти забытый.
Почему же предметы наделяются необычными, таинственными силами и
свойствами? Ответ могло дать только воображение. У наших пращуров сперва
смутно, позднее - более четко вырисовывается мысль, что за каждым ручьем и
кустом, за ураганным ветром и молниеносной грозой, за любым предметом и
явлением окружающей природы скрываются невидимые существа - духи. Так
обрела в человеческом сознании свою особую жизнь вторая, незримая
"природа", которая не только дополняет реальный, видимый мир, но и
управляет им, поскольку обладает могущественными силами. Это была уже
религиозная вера.
Поначалу духов не делили на высших и низших, были они для человека либо
добрые, либо злые, и все. Но затем с неизбежностью стали выделяться главные
- такие, как злой дух все разрушающего ветра, добрый дух весеннего дождя,
дающего жизнь зеленой природе, и другие, от которых в первую очередь
зависит благополучие сообщества первобытных людей. Эти духи и превращаются
в богов.
Много веков спустя классическим примером многобожия стала религия древних
греков. Они почитали Зевса-громовержца - верховное божество, его супругу
Геру, покровительницу брака, бога морей Посейдона, бога подземного царства
Аида, дочь Зевса богиню мудрости Афину, богиню любви и красоты Афродиту.
Этот пантеон богов весьма наглядно отражал земную жизнь: как и простые
смертные, боги древних греков ели, пили, веселились, вступали в браки,
изменяли, ревновали и ссорились, даже воровали.
Естественно, что в процессе эволюции человека и его сознания у разных
племен возникали различные религиозные верования. У тех, кто занимался
рыболовством, обожествлялись рыбы; с переходом к земледелию, с приручением
животных в первобытном обществе появляются боги в виде собаки, свиньи,
других домашних животных, от которых люди ждали помощи в хозяйственной
жизни. Но при всем разнообразии форм религиозного поклонения суть его была
одна: вера в сверхъестественное, мистицизм.
Вот там-то, в седой древности, и родилась вера в талисманы.
Одухотворяя окружающее, первобытный мыслитель хотел видеть в отдельных
предметах своих помощников, спасающих его от хищных зверей, приносящих
удачу на охоте, отгоняющих злых духов. Ведь между человеком и природой
установились уже чисто "человеческие" отношения: "Я поклоняюсь тебе, а ты
мне помогай своей таинственной силой". Остается только найти среди
окружающих предметов тот, который будет самым надежным помощником, и
держать его при себе.
Сама жизнь "подсказала" таких помощников. Для многих первобытных племен
главным кормильцем была охота. От нее очень часто зависело существование
людей, благополучие стариков и детей племени. Тут и выступали на сцену
различные фетиши. Практически нередко происходило так. Заметив сходство
какого-нибудь камня с животным, человек брал его на охоту. Была она
удачной, и обычный камень становился "чудесным" предметом - талисманом
(амулетом, приносящим удачу). Отныне, отправляясь на промысел, охотник не
забывал взять с собой тот же камень: ведь он снова может помочь...
Так в сознании первобытных людей возникла и укреплялась вера: подобное
может вызывать подобное. Эта вера становится составной частью древнего
колдовства. Скажем, чтобы вызвать дождь, колдун племени лил с крыши своей
хижины на землю воду, полагая, что дождь последует его примеру, и т. п.
Будем справедливы к нашим далеким предкам. Им-то совсем не просто было
увидеть, познать естественные причины происходящих вокруг явлений. А ум
человеческий уже искал, требовал объяснений. И вот одно из "открытий":
желанное можно вызвать подобными действиями.
Остается только удивляться, в каких закоулках сознания тысячи и тысячи лет
хранилось это столь очевидное (для нас!) заблуждение первобытного ума.
Хранилось и сохранилось до наших дней. Еще живы воспоминания сравнительно
недалекого прошлого (XIX век), когда русские крестьянки, сажая капусту,
одевались в рваную одежду и тщательно убирали под платки волосы. Это
делалось в надежде, что капуста уродится хорошей, с множеством листьев, как
лохмотьев на одежде, а кочаны будут не растрепанными, а плотными, как
гладко причесанная голова. А у Диккенса в "Посмертных записках Пиквикского
клуба" читаем, что в Англии существовал обычай бросать в новобрачных
изношенную обувь: она доказала свою долговечность, и это свое полезное
свойство передаст молодоженам, семье...
Вы можете сказать: это - уже давно прошедшие времена. К сожалению, нет.
Учащийся получил на экзамене отличную оценку, и на все следующие экзамены
он уже приходит в том же костюме или платье, в каком был первый раз: ведь
оно "принесло счастье". "Подобное принесет подобное..."
А сколько еще такого рода "открытий" первобытных мыслителей доживают свой
век среди нас! "Наступил на чужой след - заболят ноги", "Чешутся глаза - к
слезам"...
После окончания второй мировой войны в Иокогаме проходил суд над японскими
военными преступниками. На суде был установлен страшный факт: пятеро
подсудимых солдат убили военнопленного и съели его печень. А причиной было
древнее японское суеверие: печень врага делает воина храбрым. Суеверие,
пришедшее в XX век от тех времен, когда многие племена со спокойной душой
съедали своих врагов, взятых в плен. От людоедов - до наших дней! Начинаешь
думать, что природа человеческая, даже наше мышление хранят в себе еще
немало из того, что было свойственно младенческой поре "человека разумного"
.
Так и с талисманами. Они, как известно, могут быть самыми различными - от
простого гвоздя до зуба редкого животного.
Предметы, оберегающие человека от всяких бед, в большом почете у суеверов
во всем мире. Достаточно сказать, что в Соединенных Штатах Америки миллионы
женщин носят в своих сумочках заячьи лапки: на счастье. Впрочем, не стоит
ездить так далеко. В кабинах автомашин над водителями раскачиваются на
ниточках то забавный чертик, то детская погремушка. Что это, как не
талисманы? Можно вспомнить и о семи "приносящих счастье" фигурках слонов -
суеверии, пришедшем к нам из Индии, где поклонялись богу счастья Ганеши,
которого изображали в виде юноши с головой слона.
С незапамятных времен люди верят в чудодейственную силу драгоценных камней,
полагая, что они могут сделать человека невредимым, счастливым, здоровым,
красивым, богатым... Такие талисманы носят согласно месяцу рождения, так
как каждому месяцу соответствует свой камень-покровитель. Вера в магическую
силу драгоценных и полудрагоценных камней была в минувшие века настолько
непоколебимой, что почти никем не ставилась под сомнение. Многие
средневековые авторы писали даже о том, что драгоценные камни не только
одарены жизнью, но и могут болеть, стареть, "они даже оскорбляются обидой,
нанесенной им, и вследствие этого бледнеют и теряют свою гладкость".
Безудержна порой фантазия человека, ослепленного мистикой!
О "твердокаменных" суевериях можно написать целый трактат и в наш век. Мне
же хочется предложить человеку, который, не особо задумываясь,
прислушивается к разговорам об "охранительной силе" камней-самоцветов,
поразмышлять только над следующим.
Мистическая вера в охранительную силу камней по месяцам идет от астрологов.
Это они стали связывать с каждым знаком (созвездием) зодиака определенный
драгоценный камень, который якобы благоприятствует человеку, родившемуся
под ним. Скажем, людям, родившимся в период с 21 марта по 19 апреля, чему
соответствует знак зодиака Овен, покровительствует камень аметист;
родившемуся между 23 июля и 22 августа, чему соответствует знак зодиака
Лев, покровительствует рубин и т. д.
Вступление Солнца в каждое новое созвездие, расположенное на его годичном
пути (эклиптике), знаменовало начало нового месяца, так что этими
двенадцатью камнями-покровителями, соответствующими каждому месяцу,
изображали не только небесные созвездия, но и соответствующие им месяцы
года.
Астрологи (о них еще речь впереди) поучали, что драгоценные камни влияют на
будущее человека, нужно только выбрать среди них свой камень-талисман,
соответствующий дню рождения и созвездию. Но тут мы сталкиваемся с явной
несуразицей: в разное время и у разных народов камни-талисманы для месяцев
и дней в году были отнюдь не одни и те же.
Известный советский ученый-минералог А. Е. Ферсман, работая над книгой
"Очерки по истории камня", готовил для нее главу "Камни и суеверия",
оставшуюся незаконченной. Приведу из нее небольшую выписку: "В разные века
и у разных народов чаще всего камнями-талисманами считали для тех, кто
родился в
январе - гранат,
феврале - аметист,
марте - яшму,
апреле - сапфир,
мае - агат, изумруд,
июне - изумруд и агат,
июле - оникс,
августе - сердолик,
сентябре - хризолит,
октябре - берилл и аквамарин,
декабре - рубин".
А вот вариант "календаря" драгоценных камней индийского происхождения:
январь - месяц граната, февраль - аметиста, в марте особый почет
аквамарину, апрель проходит под знаком алмаза, камень мая - изумруд, а июня
- жемчуг, в августе почитается сардоникс, в сентябре - сапфир, опал и
турмалин связаны с октябрем, камень ноября - топаз, а декабря - бирюза.
Так что подыскать свой камень-талисман и при этом не ошибиться непросто! А
если покопаться в старинных "руководствах", то и совсем запутаешься в
выборе своего "покровителя".
Уже одно это обстоятельство убеждает, что цена древних поверий, связанных с
драгоценными камнями, ничтожна!
А что касается в целом веры в талисманы, то здесь есть над чем подумать.
Допустим на минуту, что эти сказочные предметы и в самом деле имеют силу,
которую им приписывают. Как же все было бы тогда просто у каждого из нас в
жизни! Вы не хотите болеть? Чего проще - держите при себе всесильный
амулет, оберегающий от болезней. Счастье в семье? Его способны обеспечить
семь слоников, выставленных в серванте, а чтобы оно было совсем
безоблачным, носите кольца с бирюзой... Не потребуется и 20 чудодейственных
предметов, чтобы оградить свою жизнь почти от всех неприятностей!
Такое можно воспринимать всерьез только в сказке. Но... миллионы разумных
во всем остальном людей верят в разнообразные талисманы - от зубов до
чертиков, висящих на нитке в автомашине.
А если мы начнем выяснять, почему современный человек "вооружается" столь
древним средством помощи и защиты, то ответы будут самые различные: "По
привычке...", "А как же! Помогает...", "В нем что-то есть...", "После
одного случая...". Повторим, однако, снова: многие из этих носителей
древнего суеверия в той или иной степени допускают существование
"потусторонних" сил. А логика рассуждений такого человека предельно ясна:
над ним, как он думает, господствуют неведомые силы. Они могут вершить на
земле добро и зло, влиять на жизнь людей, управлять их судьбой. Почему же
не верить в то, что иная вещь может охранять его, скажем, от болезни или
придать ему силы? Возможно, думает человек, мы не знаем всех тех качеств,
коими наделены "свыше" разные предметы.
Рассказывают множество историй о том, как талисман "помог спастись". И не
просто, подчеркивают рассказчики, а чудесным образом. Чудесным? Человеку
это кажется только потому, что помощь пришла либо неожиданно, либо в самый
последний момент, когда он уже не надеялся спастись. Ведь нередко в минуты
смертельной опасности человек, забыв о всяких талисманах, мобилизует свои
собственные силы, берет себя в руки, у него обостряется ум, он находит
выход из, казалось, безвыходной ситуации и в результате остается живым и
невредимым. Но затем, восстанавливая в памяти происшедшее, он начинает
гадать, как же ему удалось избежать неминуемой смерти. И тут на сцену
выступает заветный талисман: "Только он и мог спасти!.." А между тем к
этому выводу человек был готов уже заранее, недаром же он носил талисман...
Да, в жизни каждого из нас бывают тяжелые минуты и дни. Но если вы далеки
от мистических настроений, то и не подумаете о каком-то талисмане. У
человека же суеверного даже помимо его воли мысли устремляются к
потустороннему. "Что делать? - в панике думает он. - Молиться? Бежать к
гадалке? Или безропотно ждать своей участи?" Люди впечатлительные, легко
возбудимые иной раз в таких случаях оказываются совершенно бессильными и
обескураженными, не могут выполнить даже то, с чем вполне справлялись в
обычной обстановке. А услужливая память в такие экстремальные моменты
подсказывает: "Была примета, которая предупреждала о неприятности!.."
Нередко от мистиков можно услышать: "А мне талисман помогает. С ним я
чувствую себя и увереннее и спокойнее". Что ж, доля правды тут есть. Но
ведь, по существу-то, помогает не талисман, а вера в него! Иначе говоря,
человек ощущает на себе воздействие не силы, якобы заключенной в амулете, а
психологического фактора. Убежденный в том, что талисман поможет, он и
настраивается соответственным образом, начинает чувствовать себя увереннее,
а это действительно способно помочь в трудную минуту. Большую, если не
решающую, роль здесь играет самовнушение.
Привыкнув к мысли, что ему помогает талисман, человек не только унижает сам
себя, расписываясь в собственном бессилии, он в какой-то мере утрачивает и
свою волю, хуже того, перестает видеть и ощущать мир таким, каков он в
действительности. Суеверному труднее понять реальную сущность явлений
природы и общества. Находясь в плену мистических представлений, он как бы
переносится в далекое прошлое, когда люди всюду видели таинственные,
необъяснимые силы, и это нередко делает его и ограниченным, и легковерным.
Как известно, очень широко были распространены амулеты в гитлеровской
армии. В июне 1942 года взятый в плен на Ленинградском фронте немецкий
пилот показывал: "У нас боятся русских летчиков, которые идут на таран. У
нас против тарана все носят амулеты". В кармане кителя погибшего
гитлеровского унтер-офицера нашли амулет в виде "охранной грамоты", которая
начиналась словами: "Тот, кто имеет это письмо, гарантирован от вражеской
пули". Фашистский обер-ефрейтор, сраженный под Орлом в 1943 году, носил
против пули амулет с надписью: "Этот амулет привязывали на шею собаке,
стреляли в нее - и она осталась цела".
А до каких архиглупостей могут дойти люди, слепо уверовавшие в таинственную
силу талисманов, судите по такому примеру. В книге "Чародейство,
волшебство, знахарство и все русские народные заговоры", изданной в 1916
году в Москве, говорится о талисманах: "Что они обладают таинственными,
чудесными свойствами и имеют аллегорическое значение, то в этом нет
никакого сомнения, в чем убеждают нас фактические данные: Пушкин благодаря
талисману стал гением; он носил постоянно чугунное кольцо с вделанным в
него талисманом..." Как говорится, тут комментарии излишни. В заключение -
еще об одном. Один мой читатель из Вологды в ответ на публикацию в журнале
небольшого очерка "О суевериях - серьезно" прислал мне такое письмо:
"Конечно, суеверия мешают нам жить. Смешно, когда люди боятся черных кошек.
Но не надо путать суеверия с другим. Вот пример. Идет седой человек -
старый солдат. Он достает из кармана часы, на цепочке прилажен какой-то
предмет. Это пуля. Солдат на фронте совершил подвиг, был ранен. В госпитале
ему вручили медаль и часы с именной надписью, а хирург подарил пулю,
извлеченную из плеча этого человека. Он и приделал ее к часам в память
сражения. Ведь это не амулет!"
Конечно, не амулет. Держать при себе какой-нибудь предмет в память давнего
события как напоминание о чем-то дорогом - ну какое же тут суеверие! Ведь и
отношение к такому предмету совсем иное, чем к "волшебному" талисману.